Программа сопровождения

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся
с умственной отсталостью 
(интеллектуальными нарушениями)
"Фарватер"
Цель программы:обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей.
Задачи программы:
1. Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
2. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.
3. Своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии.
4. Создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом и детском коллективах

В контексте обозначенных задач психолого-педагогическое сопровождение реализует основные направления: 
− диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
− консультирование (индивидуальное и групповое);
− развивающая работа (индивидуальная и групповая);
− коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
− психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
− экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Научные, методологические и методические 
основания программы
Проблема оказания адресной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является наименее разработанным направлением специальной психологии и педагогики. До недавнего времени такие дети считались «не подлежащими обучению» даже в специально организованных коррекционно-образовательных условиях, и, соответственно, были лишены не только элементов обучения, но и достойного социального опыта. Переход к активной политике включения детей с выраженными формами интеллектуальных нарушений в доступную им образовательную среду делает актуальной проблему исследования процесса социализации и абилитации детей с умственной отсталостью в условиях школы.
В работах М.В. Агрба, И.М. Бгажноковой, А.А. Ватажиной, Н.П. Вайзмана, Г.М. Дульнева, С.Д. Забрамной, Д.Н. Исаева, Т.Н. Исаевой, А.Р. Маллера, М.С. Певзнер, Б.И. Пинского, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицыной и других отмечается, что основой социальной адаптации и интеграции детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в общество является организация поведения и доступная трудовая деятельность. Работы, посвященные проблемам воспитания и обучения детей с умственной отсталостью, конкретизируют пути формирования социально-бытовых и трудовых компетенций (Г.В. Васенков, А.А. Ватажина, Н.Ф. Дементьева, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, В.М. Коган, М.И. Кузьмицкая, Н.Б. Лурье, А.Р. Маллер, Л.С. Мирский, В.Г. Петрова, М.М. Сидорова, Г.В. Цикото, А.М. Шербакова, Л.М. Шипицына, Я.Г. Юдилевич и др.), сенсомоторного (Р.Д. Бабенкова, Л.В. Баряева, Н.П. Вайзман, А.И. Горелик, Б.И. Пинский, А.М. Царев, Г.В. Цикото и др.) и речевого развития (В.И. Липакова, Н.Б. Лурье, Л.И. Осокина, Л.М. Шипицына, Я.Г. Юдилевич и др.), а также развития предметно-практической и игровой деятельности (Л.Б.Баряева, С.Д. Забрамная, А.П. Зарин, Т.Н. Исаева и др.), социально-педагогического обеспечения их социализации (Е.Т. Логинова, В.В. Скрипниченко, А.М. Царев). Большинство авторов также указывают на наличие множественных дополнительных нарушений зрения, слуха, моторной и эмоциональной сферы, системных речевых нарушений у многих детей с умственной отсталостью.
В нашей программе мы опираемся на концептуальное положение Л.С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта в развитии ребенка, об общих и специфических закономерностях развития ребенка в норме и при патологии (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В. И. Лубовский); используем общие принципы диагностики и коррекции детей с недостатками развития (И.М. Бгажнокова, Н.Л. Белопольская, С. Д. Забрамная, Б.В. Зейгарник, И.Ю. Левченко, А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, А.Р. Малер, И.И. Мамайчук, С.Я. Рубинштейн).

Структура и содержание программы

Программа включает несколько направлений:

Психолого-медико-педагогический консилиум.
Цель работы ПМПк: всестороннее комплексное психолого-медико-социально-педагогическое обследование, установление типа нарушения, индивидуальных особенностей психофизического развития ребенка, его возможности в обучении. 
    На школьном ПМПк выносится коллегиальное решение, с учетом мнения всех членов ПМПк, о дальнейшем психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении; 
-изучаются  особенности психики, состояние здоровья, речевое, интеллектуальное и социально-личностное развитие, развитие учебной мотивации, эмоционально-волевой, поведенческой сферы;
-прослеживается динамика развития  учащегося; 
-разрабатывается комплекс рекомендаций, программ индивидуального развития детей;
-практически решаются проблемы предупреждения школьной дезадаптации школьников, профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и «срывов» поведения;
-проводится консультативная работа со всем педагогическим коллективом;
-осуществляется психолого - педагогическая поддержка членам семьи, принимающим участие в воспитании ребенка с ОВЗ, способствующая повышению их психолого-педагогической компетентности;
-осуществляется социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах: жестокое обращение с детьми, пьянство родителей и т.д.

Сопровождение социального становления, самоопределения и личностного развития.
Сопровождение социально-личностного становления, жизненно-профессионального самоопределения воспитанников в будущей жизни.
     Цель: формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. 
Задачи:
-поиск механизмов компенсации недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
-оказание адресной  педагогической  поддержки детям с ограниченными возможностями;
-социально-педагогическая реабилитация и интеграция в общество выпускников коррекционной  школы.
Компоненты сопровождения:
     Медико-социальное сопровождение: 
     Специалисты: медицинский работник, социальный педагог, педагог-психолог, учителя физкультуры, классные руководители.
     Цель: создание условий сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечение оптимальных условий коррекции психофизических недостатков, развития обучающихся.
Задачи:
-обеспечение лечебно-охранительного режима в образовательном процессе;
-обеспечение индивидуального подхода в решении задач обучения, развития, реабилитации обучающихся;
-формирование психологически адекватной образовательной среды.
     Направления деятельности:
-мониторинги состояния физического, психического здоровья обучающихся;
-организация лечебно-профилактических мероприятий;
-формирование основ здорового образа жизни;
-разработка рекомендаций участникам образовательного процесса по обеспечению индивидуального подхода в процессе  сопровождения;
-формирование  психолого-педагогической  компетенции педагогов, родителей.
     Индикативные показатели:
-стабилизация физического здоровья обучающихся;
-стабилизация психического состояния обучающихся;
-положительная динамика мотивации к учебной и трудовой деятельности.
Психолого-педагогическое   сопровождение: 
     Специалисты: педагог-психолог, учителя-логопеды, учителя-дефектологи.
     Цель: обеспечение оптимальных условий для коррекции психофизических недостатков развития обучающихся 
     Задачи:
-психолого-педагогическое  изучение обучающихся;
-психологическое обеспечение образовательного процесса;
-специальная  психолого-педагогическая  помощь обучающимся по коррекции психофизических недостатков, речевых нарушений;
-формирование  у школьников положительного отношения к себе, как к личности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;
-формирование коммуникативной компетентности (обучение умениям самоутверждения и самореализации в коллективе: общению, ответственности);
-предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую    возрастную ступень;
-развитие компетентности педагогов, родителей в вопросах специальной психологии и  коррекционной педагогики.
     Направления деятельности:
-комплексная диагностика способностей и возможностей обучающихся;
-коррекционно-развивающая образовательная деятельность;
-обеспечение психологической безопасности ребенка;
-психологическое консультирование;
-психологическое просвещение по вопросам коррекционной педагогики, специальной психологии.
     Индикативные показатели: 
 -положительная динамика психического развития обучающихся.
Социально-педагогическое  сопровождение: 
     Специалисты: педагог-психолог, социальный педагог, старший воспитатель, классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги дополнительного образования.
     Цель: создание оптимальных условий для социально-педагогической реабилитации обучающихся.
     Задачи: 
-защита прав и интересов ребенка;
-профилактика правонарушений и асоциального поведения обучающихся»;
-правовое просвещение обучающихся, родителей;
-формирование основ здорового образа жизни;
-формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности выпускника;
-содействие в социальной адаптации выпускников  школы, их профессиональном обучении, трудоустройстве;
-абилитация каждого ребенка через какой-либо  вид  внеурочной деятельности.
     Направления деятельности:
-развитие социальной компетентности учащихся, необходимой для успешной социализации и самореализации;
-развитие механизмов социально - одобряемого поведения учащихся,  их ценностных, нормативных, этических, социальных ориентаций;
-создание опыта в различных сферах жизнедеятельности, повышение готовности подростков к жизненному, личностному, нравственному, социальному, профессиональному (профильному) и культурному самоопределению;
-профессиональная ориентация и абилитация детей;
-формирование основ правовой культуры школьников;
-педагогическая, психологическая, правовая поддержка детей и их родителей;
-дополнительное образование детей;
-развитие ученического самоуправления.
     Индикативные показатели:
-стабилизация физического и психического здоровья обучающихся;
-активизация участия детей в интегрированных массовых мероприятиях;
-сформированность навыков жизненной компетенции;
-готовность выпускников к профессиональному самоопределению;
-учебно-методическое обеспечение сопровождения
Дневник индивидуального сопровождения "Фарватер"
Дневник наблюдения
          Основой «Дневника наблюдений «Фарватер»» является «Дневник индивидуального сопровождения учащегося»  авторов: Забрамной С.Д., Капланской Е.И., Капланского А.В.. Он служит целям преемственности, так как, сопровождает ребенка с момента поступления в учреждение до окончания срока пребывания в нем, создает предпосылки для непрерывности коррекционной работы при переходе ребенка от одного педагога к другому, позволяет видеть целостную и всестороннюю картину усилий всех педагогов и специалистов. «Дневник» построен на принципах раннего, всестороннего, комплексного, целостного и динамического изучения детей.
         Ответственным за ведение дневника в условиях школы является классный руководитель, воспитатель. В течение первых двух недель поступления ребенка в школу он вносит в дневник первичную информацию. В дальнейшем эта информация уточняется и дополняется. В случае необходимости классный руководитель консультируется со специалистами службы сопровождения (учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом), специалистами медицинских учреждений и администрацией школы. Сведения о готовности ребенка к школьному обучению, уровне сформированности психических процессов и качеств личности заполняются по мере психолого-педагогического обследования детей классным руководителем и специалистами.
          Контроль за выполнением рекомендаций и за ведением классным руководителем дневника осуществляет один из администраторов школы( как правило, заместитель директора по учебной работе).
 Запись педагогических наблюдений
          Информация вносится классным руководителем, воспитателем, специалистами или тем сотрудником учреждения, который наблюдал или участвовал в описываемой ситуации. Записываются только значимые с педагогической точки зрения сведения, наблюдения.
В течение года дневник заполняется эпизодически.
          В него заносятся ситуации, в которых ребенок проявил себя наиболее ярко, выделяются характерные для него черты или, наоборот, новые качества. В дневник записываются только факты, а не их субъективное истолкование. Факты не должны быть случайными или единичными, их необходимо продумывать и обобщать. В записях следует отмечать не только негативные стороны ребенка, а также факты, свидетельствующие о его продвижение, успехах и достижениях. Очень важно указать обстоятельства, связанные с тем или иным описываемым явлением, либо спровоцировать его. Например, при оценке работоспособности ученика надо отметить, каким по счету был урок, указать день недели.
          Наблюдение должно быть целенаправленным.
Для того, чтобы выводы, сделанные на основе фактов были обоснованными, наблюдение должно быть систематическим, выявленная особенность должна прослеживаться в динамике, на протяжении всего обучения ребенка.
          Запись факта следует делать вскоре после его наблюдения.
          Запись в дневнике является основой педагогической характеристики ученика.
Паспорт здоровья и физического развития учащихся.
Содержанием паспорта здоровья и физического развития учащихся являются показатели физического развития, двигательных способностей, а также ряд параметров, характеризующих состояние здоровья. Показатели определяются врачом, медицинской сестрой или учителем физической культуры; показатели физической подготовленности - учителем физической культуры; они регистрируются дважды в год (в сентябре и в мае) и заносятся в паспорт. Показатели медицинского профиля  (острота зрения, медицинская группа, хронические заболевания) вносятся в паспорт врачом или медицинской сестрой дважды в год.
Паспорт позволяет в динамике проследить от класса к классу развитие двигательной сферы ребенка, его здоровье (см. Приложение 1).
Динамическое наблюдение учащегося.
          Психолого-педагогическая информация, представленная в таблицах, является отражением функциональных особенностей психики, поведения учащегося, проявившихся в процессе педагогической практики.  Таблица заполняется полностью при первичном обследовании  ребенка классным руководителем и специалистами: логопедом, дефектологом, психологом. При необходимости отдельные параметры могут уточняться тестированием.
          Таблица,  отражающая трудовую деятельность учащихся, заполняется классным руководителем 1 дополнительного -4 классов, учителем профессионально-трудового обучения, мастером производственного обучения (5-9 классов, I-IIкурс). 
          Таблица, отражающая личностные результатыобучающихся, заполняется воспитателем.
          Таблица, отражающая интеллектуальные, организационные, коммуникативные компетенции учащихся,  заполняется  классным руководителем, учителями-предметниками.
          После заполнения карты динамического наблюдения у отдельных обучающхся выявляются ярко выраженные нарушения или недоразвитие тех или иных функций. На этих обучающихся по выявленным параметрам планируются конкретные рекомендации  по их компенсации и коррекции. Далее отслеживается динамика и результативность работы при обязательных повторным обследованиям, не реже 2 раза  в год.
Рекомендации.
Заполняются специалистом (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, врачом, социальным педагогом, педагогом-психологом, администратором) по результатам работы с ребенком или классным руководителем после беседы со специалистом, проведения педагогического консилиума.
Характеристика.
         Пишется классным руководителем в конце каждого года пребывания ребенка в школе. Характеристика пишется в произвольной форме,  в содержании отражаются: состояние физического развития (соответствие возрастной норме, особенности мимики, движений, веса и др.), особенности поведения и общения (с детьми, взрослыми, родителями), усвоение  содержания учебного материала предусмотренных программой; интересы и увлечения.
Рекомендательное письмо.
          Рекомендательное письмо является итоговым документом учащихся, оканчивающих 9 класс и IIкурс. В рекомендательном письме даются координаты образовательного учреждения, которое заканчивает выпускник. Это делается для того, чтобы в случае затруднения в общении с работодателем последний мог за разъяснениями обратиться к администрации образовательного учреждения. В данном документе указывается, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
- создавать и выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
- создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
- предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов, а обратившийся имеет в соответствии с Законом Хабаровского края от 28.04.1999 г. № 119 « О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае» для подростков и инвалидов.









Комментариев нет:

Отправить комментарий